Актуальные паспортные данные в ЕГРН – залог достоверной информации о недвижимости
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) — это единственный способ подтвердить право на собственность и узнать сведения о недвижимости. Она понадобится, чтобы проверить объект недвижимости перед покупкой, доказать свою правоту в имущественных спорах, получить кредит под залог недвижимости, оформить наследство или договор дарения. При смене личных данных и замены паспорта, собственник недвижимости может в любое время обратиться в ведомство и внести соответствующие изменения в ЕГРН. При этом действующее законодательство не обязывает его это делать. Неактуальные личные данные о собственнике никак не повлияют на его права на недвижимое имущество. Однако неактуальные сведения в ЕГРН, при смене личных данных и замены паспорта, могут осложнить получение выписок и проведение сделок с недвижимостью, в том числе повлиять на сроки совершения имущественных сделок. Кроме того, собственник не увидит свои объекты недвижимости в личном кабинете на портале Госуслуг. Управление Росреестра по Республике Адыгея рекомендует своевременно вносить соответствующие изменения в реестр прав, для дальнейшей актуализации данных ЕГРН и исключения предоставления некорректных сведений. Госпошлина за внесение изменений в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации составляет 350 рублей (ст. 333.33).
Ограничение прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение земельных участков
В соответствии со ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Действующим российским законодательством для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц установлен ряд ограничений на приобретение в собственность земельных участков. В силу п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Исходя из положений Федерального закона от 24 июля 2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в отношении которых установлены определенные условия и требования к участникам юридического лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. (ст.3 №ФЗ-101). Сделки, совершенные с нарушением указанных требований законодательства, являются ничтожными. Согласно ч. 1,2 ст.238 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в указанные сроки, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Три социально значимых объекта Шовгеновского района внесены в ЕГРН
27 декабря 2023 года в реестр недвижимости внесены сведения сразу о трех социально значимых объектах Шовгеновского района: сельский дом культуры в а. Хатажукай, и два детских сада, расположенные в а. Пшичо и в п. Зарево. Единый государственный реестр недвижимости продолжает пополняться сведениями о социально значимых объектах, находящихся на территории Республики Адыгея. Новые объекты недвижимости построены в рамках государственной программы Комплексного развития сельских территорий. «В регионе ведется последовательная работа по развитию республики во всех направлениях, в каждом населенном пункте. Кроме того, серьезное внимание уделяется проблемам, которые волнуют жителей. Поэтому учетно-регистрационные действия в отношении социально значимых объектов находятся на особом контроле», - подчеркивает руководитель регионального Управления Росреестра Марина Никифорова. В каждом из новых детских садов смогут разместить по 120 будущих воспитанников. В зданиях созданы все условия для комфортного пребывания и обучения детей: групповые помещения со спальными комнатами, спортивные и музыкальные залы, медицинские блоки, пищеблоки, также благоустроены прилегающие территории с игровыми площадками и теневыми навесами. Новое здание дома культуры рассчитано на 210 мест. В новом современном здании предусмотрены вестибюль, гардеробная, кабинет директора, комната для инвентаря, а также клубная часть для творческих кружков и кабинета художественного руководителя. Все объекты возведены по современным проектам, в соответствии с действующими нормами и требованиями комфортности, безопасности, тепло- и энергосбережения. Такого масштабного строительства в Шовгеновском районе не было очень давно и стало возможным благодаря поддержке Главы Республики Адыгея и участию в федеральных программах. «В республике создается все больше условий для ведения здорового образа жизни, повышения рождаемости, увеличения продолжительности жизни. И поистине новогодним подарком для нашего района стало окончание строительства двух детских садов в поселках Зарево и Пшичо, в общей сложности на 240 новых мест и сельского дома культуры в ауле Хатажукай. Их открытие позволит сохранить в Шовгеновском районе доступность дошкольного образования и повысить качество его предоставления, а также создаст условия для творческой самореализации детей и молодежи», - прокомментировал глава Шовгеновского района Рашид Аутлев.
Социально значимые услуги, предоставляемые Управлением по охране и использованию объектов культурного наследия Республики Адыгея
Охрана пунктов государственной геодезической сети
Геодезические пункты - это носители координат и высот. Важность сохранности этих пунктов заключается в том, что геодезические сети позволяют равномерно и с необходимой точностью распространить на всю территорию страны единую систему координат и высот, а также обеспечить решение множества инженерно-технических задач для народного хозяйства, науки и обороны страны. Геодезические пункты (ГГС, ГНС, СГС) относятся к федеральной собственности, находятся под охраной государства и рассчитаны на использование в течение длительного времени. Управлением Росреестра по Республике Адыгея осуществляются меры реагирования на информацию, поступающую в рамках исполнения требований ч. 16 ст. 8 Федерального закона от 30.12.2015г. № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обязывающих лиц выполняющих геодезические и картографические работы, в случае выявления фактов повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обо всех таких случаях. В целях обеспечения сохранности геодезических пунктов Управление выполняет работы по установлению охранных зон пунктов и внесению сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН). Границы охранной зоны пункта на местности представляют собой квадрат (сторона – 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам света и центральной точкой (точкой пересечения диагоналей) которого является центр пункта. В пределах границ охранных зон пунктов запрещается проводить работы, которые могут привести к повреждению или уничтожению пунктов. Сведения о границах охранных зон пунктов ГГС и ГНС расположенных на территории Республики Адыгея внесены в ЕГРН. Работы по внесению сведений о границах охранных зон пунктов СГС ведутся. В пределах границ охранных зон устанавливается особый режим использования объектов недвижимости, запрещается без письменного согласования с территориальным органом Росреестра осуществление видов деятельности и проведение работ, которые могут повлечь повреждение или уничтожение геодезических знаков или создать затруднения для использования пунктов по прямому назначению и свободного доступа к ним. Правообладатели объектов недвижимости, на которых установлена охранная зона пункта, обязаны обеспечить возможность подъезда (подхода) заинтересованных лиц к указанным пунктам при выполнении геодезических и картографических работ, а также при проведении ремонта и восстановления указанных пунктов. Кроме того, Управлением ведутся работы по обследованию геодезических пунктов на предмет их сохранности, а также осуществляется учет и сбор сведений о состоянии пунктов, предоставленных субъектами геодезической деятельности. Получение информации о сохранности пунктов и внесение сведений об охранных зонах пунктов в ЕГРН во многом упростит контрольно-надзорные функции по учету геодезических пунктов и обеспечению их сохранности.
Банкротство: изменения в законодательстве и контроль деятельности арбитражных управляющих
За последние годы весьма востребованной и популярной стала процедура признания банкротом физических лиц. Так, в настоящее время Арбитражным судом Республики Адыгея возбуждено около 1500 дел о банкротстве физических лиц. И из общего количества жалоб на арбитражных управляющих, поступающих в Росреестр, около половины составляют жалобы на действия (бездействие) финансовых управляющих, осуществляющих процедуры банкротства физических лиц. Институт банкротства граждан в российском законодательстве был введен с 1 октября 2015 года, с этой даты физическое лицо могли признать банкротом только по решению арбитражного суда. Заявление о признании гражданина банкротом принимается арбитражным судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее чем 500 000 рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. С 01 сентября 2020 года было введено внесудебное банкротство, когда гражданин может подать заявление о признании его банкротом через МФЦ при сумме долга от 50 000 до 500 000 руб., отсутствии открытых исполнительных производств и имущества, на которое может быть обращено взыскание. С 3 ноября 2023 года вступили в силу поправки в параграф 5 главы 10 Закона о банкротстве, в соответствии с которым минимальный размер задолженности, с которой можно обратиться за банкротством, снижается с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, а максимальный размер такой задолженности повышается с 500 тыс. до 1 млн рублей. Кроме того, увеличился перечень категорий граждан, которые могут претендовать на внесудебное банкротство. В соответствии с указанными изменениями бесплатная процедура внесудебного банкротства стала доступна новым категориям граждан, в частности пенсионерам, получателям ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, гражданам, в отношении которых взыскание осуществляется длительное время. Для осуществления процедуры банкротства в судебном порядке обязательно привлекается арбитражный управляющий. Функции в области контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в соответствии Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» осуществляет Росреестр. С целью надлежащего исполнения своих функций Управление Росреестра по Республике Адыгея наделено полномочиями по участию в собраниях кредиторов и судебных заседаниях по делу о банкротстве. Кроме того, должностные лица Управления уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении арбитражных управляющих. В рамках осуществления государственной функции по контролю в сфере саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в 2021-2023 г.г. сотрудниками Управления было принято участие в 545 судебных заседаниях в делах о несостоятельности (банкротстве), а также в 250 собраниях кредиторов, составлено 38 протоколов об административном правонарушении за неисполнение правил, применяемых при проведении процедур банкротства, предусмотренных ч. 3 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы вместе с заявлениями были направлены в Арбитражный суд Республики Адыгея для рассмотрения. По направлению функций по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций в Управление поступило более 120 обращений от государственных органов, граждан и организаций. Все обращения были рассмотрены в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а также результаты рассмотрения вышеуказанных обращений направлены заявителям.
Для чего нужен кадастровый план территории
Кадастровый план территорий включает в себя большой объем данных и отображает перечень всех объектов недвижимости, входящих в кадастровый квартал. За 11 месяцев 2023 года Роскадастр по Республике Адыгея подготовил около 18 тыс. кадастровых планов территорий, что на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кадастровый план территории (КПТ) – это одна из форм предоставления сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), на которой отображается информация обо всех объектах недвижимости, поставленных на кадастровый учет на территории одного квартала, в том числе координаты тех объектов, у которых они имеются. Документ необходим при подготовке межевого плана земельного участка, для геодезических работ, для внесения сведений и изменений в ЕГРН, для проведения работ по расчету кадастровой стоимости объектов недвижимости и пр. «Кадастровый план территории – содержит информацию о различных объектах, внесенных в ЕГРН (земельных участках, ОКС, объектов реестра границ, например, населенных пунктов, территориальных зон, зон охраны) и их местоположении в пределах определенной территории. Документ наиболее востребован при проведении кадастровых работ»,- пояснил директор Роскадастра по Республике Адыгея Аюб Хуако. Кадастровый план территорий состоит из 12 разделов. Информация в нем представлена в текстовом и графическом виде. Текстовая часть описывает объекты недвижимости в кадастровом квартале, а графическая дает наглядное представление в виде чертежей и схем. «Кадастровый план территории упрощает кадастровым инженерам проведение работ по межеванию и подготовке различной технической документации на земельные участки. Поскольку документ содержит важные сведения о границах и характеристиках земель, расположенных рядом с исследуемым земельным участком, то он позволяет избежать ошибок в работе, в том числе исключает вероятность наложений границ», – прокомментировала руководитель регионального Управления Росреестра Марина Никифорова. Заинтересованным лицам КПТ предоставляется на возмездной основе. При этом сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются бесплатно по запросам правоохранительных органов, судов, судебных приставов-исполнителей, а также органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. По запросам федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, федеральных государственных органов, МФЦ в целях предоставления государственных или муниципальных услуг информация из ЕГРН по КПТ будет тоже предоставлена бесплатно. Подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН можно лично, обратившись в офисы МФЦ, в электронном виде с помощью портала госуслуг или воспользовавшись выездным обслуживанием Роскадастра. Сведения из реестра недвижимости предоставляются в срок не более трех рабочих дней.