Росреестр совместно с региональными командами реализует «дорожные карты» по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями
Росреестр реализует комплексный план по наполнению Единого государственного реестра недвижимости полными и точными сведениями, в его развитие ведомство утвердило «дорожные карты» уже с 74 субъектами Российской Федерации, заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
Документы предполагают проведение мероприятий по наполнению ЕГРН сведениями о границах административно-территориальных образований, территориальных зон, земельных участков и иных объектов недвижимости, анализу и сравнению данных о землях лесного фонда, сельскохозяйственного назначения, особо охраняемых территорий и пр.
Совместно с органами исполнительной власти регионов и органами местного самоуправления предстоит большая работа по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, проведению комплексных кадастровых работ, уточнению и внесению сведений в ЕГРН.
В Республике Адыгея работы по наполнению базы данных ЕГРН не завершены. По данным Управления Росреестра по Республике Адыгея по состоянию на сентябрь 2020 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о 49 из 60 муниципальных образований Республики Адыгея, что составляет 81,7 %, 145 населенных пунктах из 233 (62%). Также необходимо установить границы с соседним субъектом – Краснодарским краем.
«Качество и полнота данных ЕГРН существенным образом оказывают влияние на инвестиционную, экономическую и социальную повестку регионов. Для выполнения такой масштабной задачи важно взаимодействие с аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и работа с региональными управленческими командами, их максимальная вовлеченность в этот процесс», — заявил Олег Скуфинский, подчеркнув, что Росреестр координирует реализацию мероприятий, в том числе на федеральном уровне.
25 сентября, состоялось совещание с участием Управления Росреестра по Республике Адыгея, главного федерального инспектора по Республике Адыгея и представителями органов исполнительной власти республики.
Наличие в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов, о зонах с особыми условиями использования территорий, о координатах характерных точек границ земельных участков; категории земель и видах разрешенного использования земельных участков; родительских объектах помещений; правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости дает возможность их получения посредством использования публичных ресурсов, например, публичной кадастровой карты, в целях применения их в повседневной жизни, обеспечивает защиту прав собственников при совершении сделок, а также при реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов, реализуемых в регионе.
Обращения граждан – это источник информации о реальных потребностях населения
Работа с обращениями граждан занимает особое место в деятельности любого органа власти. Актуальность этого направления работы определяется особой значимостью сферы общественных отношений, связанной с реализацией гражданами своего права на обращение, которое гарантировано Конституцией Российской Федерации.
За истекший период 2020 года в Управление Росреестра по Республике Адыгея поступило 231 письменное обращение, что на 13.7 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ) - 203, в том числе:
- почтовым отправлением, нарочным (лично) – 142 (АППГ – 131);
- по сети «Интернет» (посредством сервиса сайта, электронной почты) – 64 (АППГ – 49);
- из центрального аппарата Росреестра – 14 (АППГ – 14);
- с личного приема – 4 (АППГ – 9).
В связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) личный прием граждан во 2 и 3 кварталах 2020 года был ограничен. Пришедшим на личный прием было рекомендовано по возможности обращаться в письменной форме или посредством электронной почты. Результаты этих ограничений сказались на возросшем числе письменных обращений в сравнении с уровнем прошлого года и на снижении числа лиц, принятых на личном приеме.
Управлением обеспечивается своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение обращений. Эффективность рассмотрения обращений граждан обеспечивается за счет оперативного контроля сроков исполнения поручений, укрепления организационных принципов, повышения персональной ответственности исполнителей, активного участия руководства в процессе рассмотрения обращений и контроле результатов.
"Обращения граждан представляют собой источник информации о реальных потребностях населения, поэтому своевременное принятие решений по обращениям граждан способствует повышению качества, доступности, комфортности и оперативности предоставления государственных услуг, кроме того, работа с обращениями граждан является одним из самых эффективных инструментов формирования положительного имиджа Управления Росреестра по Республике Адыгея" - подчеркнула руководитель Управления М.И. Никифорова.
Росреестр: Услуга по выездному приёму документов станет бесплатной для льготных категорий граждан
Соответствующий законопроект планируется принять до конца декабря 2020 года.
Госдума в осеннюю сессию рассмотрит во втором чтении разработанный Росреестром законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав». Законопроект регламентирует механизм выездного приёма документов на государственный кадастровый учет и регистрацию прав.
В настоящее время заявление о кадастровом учете и регистрации прав можно предоставить несколькими способами: обратившись лично в орган регистрации прав, при выездном приёме сотрудника органа регистрации, через МФЦ, а также почтовым отправлением.
Таким образом, услуга по выездному приёму документов на учетно-регистрационные действия была доступна для граждан и ранее, однако закон не регламентировал порядок её предоставления льготным категориям и вопрос установления размера платы. На необходимость усовершенствовать механизм повлияла пандемия коронавируса, поскольку в этот период существенно увеличилось число запросов в Росреестр на выездной приём документов.
«Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в статью 18, согласно которым выездной приём будет осуществляться бесплатно для льготных категорий граждан: ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, детей-инвалидов, инвалидов с детства I группы, инвалидов I и II групп. Кроме того, в законопроекте закреплено, что выездной приём осуществляется за плату, размер которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования, то есть Росреестром», – рассказал статс-секретарь – заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий.
Новый формат взаимодействия Управления Росреестра с муниципальными образованиями Республики Адыгея
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в рамках улучшения показателей Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, отнесенных к деятельности органа регистрации будет проведен комплекс мероприятий по информированию и, в том числе обучению органов государственной власти - потребителей государственных услуг Росреестра по использованию электронных услуг.
В качестве «пилотного» субъекта муниципального образования определен Кошехабльский район Республики Адыгея. Обучающий семинар с участием специалистов Управления, ответственных за информационное технологическое обеспечение промышленных сервисов, а также государственных регистраторов проведен 07.10.2020 в режиме видеоконференц связи.
В ходе проведения данного мероприятия в рамках предоставленных Управлению полномочий обсуждены статусные модели прохождения заявлений в рамках жизненного цикла технологического процесса проведения учетно-регистрационных процедур; также рассмотрены особенности осуществления государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета в отдельных случаях, в том числе по социально значимым и инвестиционным проектам.
Участники встречи обсудили конкретные ситуации на практических примерах и выразили заинтересованность в дальнейшем конструктивном взаимодействии.
Указанная модель информирования и взаимодействия в установленной сфере деятельности будет применена в отношении всех муниципальных образований Республики Адыгея в соответствии с утвержденным планом.
О внеплановых проверках соблюдения требований земельного законодательства
Управлением Росреестра по Республике Адыгея за истекший период 2020 года проведено более 150 внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства.
В Управление Росреестра по Республике Адыгея также поступают обращения граждан с просьбой о проведении внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства. При этом заинтересованное лицо может представить заявление как на бумажном носителе лично, так и направить по почте или в электронном виде.
Однако, не все обращения могут быть основанием для проведения внеплановой проверки. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Кроме того, обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации. Данная норма также предусмотрена статьей 10 Федерального закона № 294.
Порядок проведения внеплановой проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей определен как Федеральным законом № 294, так и Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденным приказом Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 18.06.2019 № 0240 (далее – Административный регламент).
В соответствии с п. 44 Административного регламента внеплановая (выездная и документарная) проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по основаниям, указанным в подпункте «в» подпункта 3, подпунктах 4 и 5 пункта 43 Административного регламента, проводится после согласования с органом прокуратуры.
Также следует отметить, что в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в 2020 году в отношении малого и среднего предпринимательства внеплановые проверки проводятся только в случае оснований, повлекших причинение вреда жизни, здоровья граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Начальник отдела государственного
земельного надзора Управления Е.Н. Багнычёв
ГАРАЖНАЯ АМНИСТИЯ
Почти 3,5 миллиона автовладельцев построили свои гаражи много лет назад (в том числе, в советское время), но по разным причинам не смогли оформить на них право собственности. А это значит, что они не могут их продать, подарить, оставить в наследство или получить компенсацию за снос, если земля под гаражом отдана под застройку.
Данный закон должен быть принят до конца 2020 года и поможет гражданам в упрощённом порядке оформить права на гаражи и землю под ними.
Каким требованиям должен отвечать гараж, чтобы попасть под амнистию:
· гараж должен быть капитальной постройкой с фундаментом
· гараж должен быть построен до 31 декабря 2004 года. После этого вступил в силу новый Градостроительный кодекс, и гаражи должны были строиться по единым правилам.
· гараж должен быть расположен на государственной или муниципальной земле
Как только «гаражная амнистия» начнёт работать, вам необходимо будет написать в МФЦ или местной администрации заявление о предоставлении земельного участка под гаражом и представить документы, которые подтверждают владение данным объектом.
Как без суда снять с кадастрового учета несуществующий объект
Нередко бывают такие ситуации, когда пробелы в законодательстве препятствуют гражданам и юридическим лицам, в полной мере осуществлять принадлежащие им права. Например, гражданин приобрел земельный участок, решил построить на нем здание, но оказалось, что, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на данном участке уже расположен объект капитального строительства, вот только собственник объекта право на него не зарегистрировал и фактически объекта на земле уже не существует. Или же собственник недвижимости (юридическое лицо) был ликвидирован или умер (физическое лицо), а права на объект не перешли по наследству к другим лицам.
Естественно, сведения ЕГРН необходимо привести в соответствие с действительностью. Однако до недавнего времени сделать это было не совсем просто.
До 13.07.2020 в соответствии с ч.2 ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), подать заявление и пакет документов на снятие объекта капитального строительства с кадастрового учета мог исключительно собственник такого объекта. Но когда у заявителя не имелось правоустанавивающих документов на такой объект, органом регистрации прав принимались решения об отказе в снятии с кадастрового учета. Оставался один путь – обращение в суд с иском о снятии с кадастрового учета спорного объекта.
Однако и в случае обращения в суд возникали проблемы, так как ответчика по такому спору определить сложно и, как правило, истцы указывали в качестве ответчика – орган регистрации прав, что в корне не верно, поскольку Управление не имеет материально – правового интереса на спорный объект недвижимости и не претендует на него, тем самым не нарушает прав истца, – прокомментировали ситуацию в Управлении Росреестра по Республике Адыгея.
Данная проблема была решена с внесением изменений в Закон о регистрации недвижимости. Теперь законодатель предусмотрел подобные ситуации и дополнил ч. 2 ст. 15 Закона новыми пунктами.
Так, согласно п. 2.1 ч. 1 ст. 15 Закона снять с кадастрового учета прекративший свое существование объект капитального строительства, права на который не зарегистрированы в ЕГРН или собственник которого был ликвидирован (юридическое лицо) или умер (физическое лицо), а права на объект не перешли по наследству к другим лицам, может собственник земельного участка, на котором был расположен такой объект.
Введение данного нормоположения восполнило имеющийся в законодательстве пробел, что позволит участникам гражданского оборота в полной мере реализовать принадлежащие им права без дополнительных судебных тяжб.
Еще статьи...
- Управлением Росреестра по Республике Адыгея выявлено 15 самовольно занятых земельных участков
- Как запретить проведение регистрационных действий с недвижимостью
- КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА ПО РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ "ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ"
- 809 ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФОНДОМ ДАННЫХ УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА